Заикин Игорь Вячеславович, Учитель технологии МБОУ ЦО №51

ХАРАКТЕРИСТИКА Заикина И.В.

Роль творческого проекта как фактор успешного участия в олимпиаде по технологии

Людям свойственно подводить итоги за определённый временной период. Вот и я, оглянувшись назад, понял, что три последних года для нашей школы были успешными. Творческие проекты пяти моих учеников отмечены дипломами победителя и призёра регионального и муниципальных конкурсов декоративно прикладного творчества. Двое обучающихся (Гринев Д. и Поздин Ю.) два раза участвовали в региональном этапе Всероссийской олимпиады по технологии (2012г. и 2013г.), результатом чего стали две победы. В 2013г. Гринев Дмитрий стал призёром заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в городе Липецке. А в 2014году двое моих воспитанников стали участниками заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, которая проходила в городе Санкт Петербурге (2014г.).

Подготовка учащихся олимпиадников требует индивидуальной работы. Занятия на уроках и факультативах явно недостаточны. Олимпиадные задачи требуют от ученика широких знаний, в том числе за пределами стандартных школьных программ, оригинального мышления, психологической устойчивости. Обобщая свой опыт работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по технологии, выделяю два основных подхода:

поддержание постоянного интереса к предмету путём выполнения нестандартных заданий и поощрения интереса к изучению внепрограммного материала через творческие задания, проблемные ситуации, конкурсные мероприятия;

индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (рекомендую школьнику литературу для подготовки к олимпиаде, даю ссылки в сети Интернет).

     При подготовке к олимпиаде уделяю большое внимание ребенку, поощряя его самостоятельную работу. Самостоятельный творческий поиск является эффективной формой подготовки к олимпиаде. Если ребенок в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным. Важно, не оставлять ученика наедине с проблемой, которую он в силу каких-то обстоятельств не может решить, иначе неизбежна потеря интереса. Помощь учителя в этом случае должна быть максимально корректной и по возможности минимальной по своему объему.

   С другой стороны, хотя роль учителя в подготовке ученика важна, есть и другие немаловажные факторы: опыт, необходимый для успешного выступления на олимпиадах, приобретается, прежде всего, участием в них, следовательно, надо стимулировать участие школьника на олимпиадах высокого уровня. Неформальное общение, здоровая конкуренция участников олимпиад является мощным стимулом развития.

Значительную часть в подготовке к олимпиаде занимает выполнение творческого проекта. Творческий проект это очень трудоёмкий процесс, и в выполнении творческого проекта важны все составляющие. В работе над творческими проектами нам также помогают кружковые занятия.

Поскольку оценка за творческий проект это сумма оценок за отдельные критерии, поэтому уделяю особое внимание оформлению пояснительной записки, качеству изготовленного изделия, и конечно защите проекта. Шансы на высокую оценку жюри имеет тот ребёнок, который сможет артистично, воодушевлённо доказывать, что его проект самый лучший. В общем, мелочей в этом деле нет.

    За время участия в этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии, обучающимися нашей школы были представлены такие проекты, как «Декоративный ковш», резной декоративный набор «Россия – родина моя», «Энергосберегающие устройства на примере подсвечника», «Разработка конструкции и технологии экологичных устройств на примере изделия «Подсвечник»».

Первый творческий проект, который был представлен на региональном (2012г.) и заключительном (2013г.) этапах Всероссийской олимпиады школьников, назывался «Декоративный ковш». Да, вот такое простое название, но при этом достойное оформление пояснительной записки, качественно изготовленное и декоративно оформленное изделие, уверенная защита проекта и в результате высокая оценка творческого проекта. Изделие предназначено для школьного музея «Русская изба». Индивидуальность изделию придаёт не только оригинальная конструкция, но и художественная отделка, выполненная различными видами резьбы. В приложениях к проекту имеются чертежи и технологические карты, позволяющие любому желающему, обладающему навыками работы ручной обработки древесины выполнить подобную работу. Высокая оценка проекта позволила Гриневу Дмитрию, ученику 9 класса занять первое место в региональном этапе олимпиады 2012 года и призовое место в заключительном этапе олимпиады в городе Липецке. Это был первый опыт участия в олимпиаде, который оказался удачным и обнадёживающим. В 2014 году Гринёв Д. принял участие в заключительном этапе олимпиады в городе Санкт Петербург, где представил свой творческий проект «Резной декоративный набор «Россия – родина моя». Дима представил на суд жюри очень интересный проект, который был выполнен в рамках школьного коллективного проекта по воссозданию интерьера старинной русской избы и в честь 500 летия Тульского кремля (набор подносов и декоративных досок с изображением Тульского кремля декорированных традиционной резьбой). Своей работой он внёс заметный вклад в дело сохранения народных культурных традиций. Как результат высокая оценка жюри (диплом победителя в номинации «Сохранение национальных и региональных традиций»), хотя этого не хватило для общего успеха. К сожалению, Дмитрию не удалось подняться на пьедестал, однако был приобретён опыт борьбы на самом ответственном старте.

Выбор темы творческого проекта всякий раз происходит по-разному. Иногда мы с учащимся подолгу рассуждаем, какая тема будет выигрышной и порой на это уходит много времени. Есть и противоположные примеры. Например, идея проекта «Разработка конструкции и технологии экологичных устройств на примере изделия «Подсвечник»», пришла сразу после завершения предыдущей олимпиады, и без промедления начался новый цикл.

Хочу поделиться опытом создания этого проекта в хронологическом порядке. Мой ученик Поздин Юрий в 6 классе в рамках школьного проекта «Русская изба» выполнил творческий проект «Подсвечник декоративный» из древесины берёзы, предназначенный для освещения небольшого помещения. Но на этом мой воспитанник не остановился. Юрий задался вопросом о возможности использования альтернативных источников энергии, кроме электрической, для освещения комнаты. Так возникла идея изготовить подсвечник в форме олимпийского факела. В преддверии олимпиады в Сочи был изготовлен подсвечник в форме олимпийского факела, но при этом использовался альтернативный источник энергии (гелиоэнергетика).

Увлечение зимней рыбалкой, привело Юрия к мысли о том, можно ли согреться в небольшой палатке с помощью подсвечника, используя свечу подсвечника в качестве нагревателя воздуха небольшого помещения? Как полученную и накопленную тепловую энергию свечи можно использовать в бытовых целях для обогрева небольших помещений? Мы нашли ответ на эти вопросы и сети Интернет. После чего, был изготовлен подсвечник «Свечной обогреватель». Ответом на вопросы (Можно ли тепловую энергию свечи использовать в бытовых условиях? Куда ее можно направить? А хватит ли тепла свечи, чтобы обогреть небольшое помещение? Можно ли использовать альтернативные источники энергии, кроме электрической, для освещения комнаты?) был разработан проект «Энергосберегающие устройства на примере подсвечника». Этот проект объединил все ранее перечисленные проекты на основе подсвечника. Этот творческий проект Поздина Ю. внёс весомый вклад в итоговые результаты регионального этапа Всероссийской олимпиады по технологии 2013года (первое место). Но на этом работа по усовершенствованию применения подсвечника не остановилась. Новая идея возникла после посещения экскурсии на Тульский Арматурно Изоляторный завод, который находится неподалёку от школы. Творческий проект подсвечника «Свечной обогреватель» стал отправной точкой следующего проекта. Заинтересовавшись способами преобразования тепловой энергии в электроэнергию. С идеей преобразования тепловой энергии в электрическую на основе выполненного проекта «Свечной обогреватель» мы обратились к руководству расположенного неподалёку от школы предприятие «Тульский Арматурно Изоляторный Завод». Идея проекта заинтересовала руководителей предприятия. Было создано общественно конструкторское бюро с участием ведущих конструкторов завода, Поздина Юрия, и учителя технологи Заикина И.В.. Результатом совместной работы стало дальнейшее развитие проекта и его преобразование в модель промышленного образца «Комплект для самоспасения в экстремальных ситуациях» («КСЭС-1»).

Это устройство способно помимо света аккумулировать тепло для подогрева воды в кружке (либо небольшого количества пищи), а также преобразовывать избыточное тепло в электроэнергию, достаточную для светодиодного фонарика, зарядки телефона, ультразвукового поискового устройства. К сожалению, в условиях мастерской сельской школы оказалось невозможным изготовить некоторые детали на должном уровне. Арматурно изоляторный завод помог нам изготовить основание и купол. Работа над проектом настолько захватила всех, что данное устройство было сделано в очень короткий срок (1 месяц). Устройство «КСЭС-1» имеет большое практическое значение и поставлено на промышленное производство (Акт о постановке на производство от 15.04.2014г.).

Проект «Разработка конструкции и технологии экологичных устройств на примере изделия «Подсвечник»» был представлен на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии в городе Санкт Петербург (2014г.). Проект Юрия не остался незамеченным и получил достойную оценку жюри диплом победителя в номинации: Экологическая направленность проекта.

Вот такие творческие проекты за три года. Попытавшись проанализировать перечисленные проекты, я пришёл к выводу, что при выборе учеником темы творческого проекта следует придерживаться следующих принципов: актуальности проектной работы, заинтересованности учащегося в выполнении проекта, раскрытие сильных сторон учащегося, его творческих способностей, оригинальности идеи, социальной и практической значимости проекта, доступности выполнения проекта учеником с учётом его возрастных, физических, интеллектуальных особенностей и способностей.

Каждый раз, участвуя в олимпиадах по технологии, мы учимся у своих соперников, прислушиваемся к замечаниям жюри, а работа над новыми проектами начинается с анализа предыдущих и с изучения требований к творческим проектам.

В заключении, мне хотелось бы вспомнить известную притчу Сократа: «Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трех. Одного спросили: Что ты делаешь?

Тащу эту проклятую ношу. Второго спросили: Что ты делаешь?

Зарабатываю на хлеб себе и семье, бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос улыбнулся: — Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!»

   Я уверен, что тяжелый кропотливый труд учителя мотивирован высокой степенью значимости своей деятельности и основан на самом высшем мотиве успешности своего ученика. Медленно, кирпич за кирпичиком я строю свой храм знаний, радуясь успехам своих учеников